ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИЯМ

Тип статьи:
Авторская

ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИЯМ

педагогических работников системы общего среднего образования
Мир меняется, и вместе с
ним меняются и дети, что в свою очередь предъявляет новые требования к
квалификации педагогов.
Требования к компетенциям
предназначены для определения единых требований к содержанию и качеству
профессиональной деятельности педагогов, для оценивания квалификационного
уровня при аттестации педагогов, для подготовки государственных стандартов
образования в сфере педагогического образования и составления должностных
инструкций.
В соответствии с
требованиями к компетенциям педагог во время обучения и воспитания должен
использовать специальные методы для вовлечения в учебный процесс ученика:
одаренных детей, детей, обучающихся не на родном языке, детей с ограниченными
возможностями здоровья и т.д.
Педагог должен эффективно
руководить классами – вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания путем
мотивирования учебно-познавательной деятельности, ставить цели, влияющие на
развитие учеников, несмотря на их происхождение и способности, а также
характер.
На ответственность
педагогов выпадает формирование и развитие универсальных учебных действий,
ценности и образцы социального поведения, навыки поведения в виртуальной
реальной жизни и в социальной сети, различные культурные отношения и
толерантные навыки, ключевые компетенции и др.
Компетентность – это
совокупность достаточных личных качеств специалиста, необходимых для
эффективного и гарантированного выполнения профессиональной деятельности
соответствующего уровня качества и условий.
Цель: определение, нахождение
и проведение отбора по уровням профессиональных компетенций учителя

Компетентность
Составные части
Уровни
1
Психолого-педагогическая
компетентность
А
(высокий)
В
(средний)
С
(низкий)
Способность стимулирования и
понимания у ученика мотива к учебе
Постоянно использует методы
стимулирования учеников
Изредка использует методы стимулирования
Методы стимулирования используются
редко, не дают результатов
Способность развивать ученика в ходе
обучения
Постоянно использует методы и
преимущества развивающего характера
Неустойчивый развивающий
характер
Методы в обучении не имеют
развивающего характера
Способность определять причины
возникновения трудностей в учебе учеников и помогать их устранять
Сформирована системность в
определении трудностей и их устранении (регулировании)
Неконкретны пути определения
трудностей и их устранения
Отсутствие системности в определении
трудностей и их устранении
Способность научить самостоятельно
учиться, развитие умений рефлексировать обучение
Постоянно мотивирование учеников к
самообразованию, самоанализу, саморегуляции
Отсутствие постоянной мотивации
учеников к самообразованию, самоанализу, саморегуляции
Отсутствие самообучения и
рефлексии
2
Компетентность отношений
Умение конструировать педагогический
диалог, способность стимулирования ученика к обмену мнением с учителем в
обучении
Установление эффективных
диалогических отношений с учеником, стимулируя готовность к взаимопониманию и
взаимоотношениям
Неустойчивый эффект диалогических
отношений с учеником, стимулирование готовности к взаимопониманию и взаимоотношениям
Отсутствие диалогических отношений с
учеником, условий для успешной учебы
Умение создавать среду для обмена
мнениями и дебатов среди учеников в ходе обучения в классе
Систематическое и целенаправленное
создание диалогических и дискуссионных отношений среди учеников в классе для
обеспечения благоприятной эмоциональной среды для развития личных качеств
Редкое использование диалогических и
дискуссионных отношений среди учеников в классе для создания коллаборативной
среды в обучении
Отсутствие навыков организации
диалогических и дискуссионных отношений среди учеников, которые являются
основой для успешного обучения в классе
Понимающее отношение к суждениям
учеников, способность помогать устранять языковые барьеры
Понимающее отношение к суждениям
учеников, демонстрация высшего профессионализма в оказании помощи для
устранения языковых барьеров
Понимающее отношение к суждениям
учеников, проявление равнодушия в устранении языковых барьеров
Понимающее отношение к суждениям
учеников, отсутствие навыков в устранении языковых (речевых) барьеров, в
создании среды для успешной учебы
3
Компетентность использования
информационно-коммуникационных технологий в обучении
Умение использовать компьютер при
подготовке к урокам (программа MS OfficeWord) Применение программы Powerpoint
при подготовке ознакомления и ресурсов, относящихся к урокам
Блоки систематизированных
файлов: наличие поурочных планов,
заданий, лабораторных и практических работ, фильмов, постоянное использование
ознакомления (на всех уроках, то есть 100% проводимых уроках)
Блок файлов: постоянное
использование для ознакомления поурочные планы, задания, лабораторные и
практические работы, фильмы не систематизированы, периодическое использование
(не превышает 70% проводимых уроков)
Наличие электронного формата
поурочных планов, заданий, лабораторных и практических работ, фильмов, но не
полное их использование.
Использование менее 50% проводимых уроков
Использование глобальной системы «Интернет»
Зарегистрирован в отечественных и
международных педагогических сетях и
сообществах, а также активная работа (не менее 4 дней в неделю).
Использование интернета в подготовке к урокам, работа в качестве блоггера.
Зарегистрирован в отечественных и
международных педагогических сетях, но
работает не активно (менее 1 дня в неделю). Использование при подготовке к
урокам, интернета только как дополнительного ресурса.
Не зарегистрирован в отечественных и
международных педагогических сетях. Не
систематически использует интернет
при подготовке к урокам как
дополнительный ресурс.
Умение использовать в общении с коллегами и учениками электронные
почты (e-mail, gmail), программы связи (Skype, ICQ, Agent и др.).
Постоянное использование электронной
почты, и наличие хотя бы одного из широко распространённых сетей (Skype, ICQ,
Agent, и др.) для общения с коллегами и учениками
Наличие электронной почты, ее
использование, зарегистрирован в одной из сетей для общения (Skype, ICQ,
Agent, и др.) с коллегами и учениками, но редко использует.
Нет электронной почты, не работает
ни с какими программами (Skype, ICQ, Agent, и др.), общение с коллегами и
учениками ограничено личными встречами и по телефону.
Уровень использования мультимедиа в процессе урока (использование фото, видео, аудио файлов)
Постоянное и систематическое использование в процессе урока
мультимедиа (есть сборник масштабных, систематизированных данных)
Стабильное использование
возможностей мультимедиа в ходе урока (не меньше 70% проводимых уроков)
Накопительный фонд в ходе формирования, не охватывает 100% содержания знаний (по
предмету)
Редкое использование мультимедиа в ходе урока (меньше 50%
проводимых уроков), материалы не систематизированы и не полны (соответствуют содержанию знаний
определенного предмета)
4
Управленческая
компетентность в ходе урока
Способность планировать урок
Соответствие методическим
требованиям, подготовка с творческим подходом. Доступные, удобные и
понятные
Возможность получения сведений о
структуре и ходе урока при помощи
поурочного плана
Наличие поурочного плана,
преобладание периодичности
Способность рационально использовать
и регулировать время урока
Постоянное уделение должного
внимания каждому этапу урока, умение эффективно вести работу
Уделение должного внимания каждому
этапу урока, но без сохранения систематичности
Не уделение должного внимания этапам
урока
Способность организовать
результативную работу ученика в группе
Эффективное использование
возможностей работы в группах и паре
Редкое проведение работы в группах и
паре, отсутствие концентрации внимания на их значимости
Отсутствие работы в группах, неумение
их организовать
Способность выбирать эффективные
методы преподавания
Результативное и эффективное
использование с сопоставлением элементов эффективных методов
Использование методов, неспособность
их модифицировать
Использование на уроках традиционных
или только одного метода, отсутствие систематизированных методов
Умение анализировать работу в
соответствии с возможностями учеников
Задания в соответствии с возрастом и
возможностями каждого ученика. Умение выгодно использовать различные
методы
Редкое уделение внимания
возможностям учеников, неустойчивость
Отсутствие уровневых заданий.
Отсутствие учета возможностей учеников
5.
Компетентность
оценивания и анализа учебного процесса
Способность разработки критериев
оценивания работы в группах и паре
Постоянная разработка критериев по
дискриптору по каждому уроку для оценивания работы учеников в группах и
паре
Редкая разработка критериев
оценивания работы учеников в группах и паре
Отсутствие разработки конкретных
критериев оценки знаний учеников
Способность разработать критерии
оценок индивидуальной работы
ученика
Формативно оценивает индивидуальную
работу ученика, разрабатывает критерии по дискрипторам
Редко существуют стимулирующие
критерии в разработке оценок индивидуальной работы ученика
Не использует методы стимулирования, развития оценивания
знаний ученика, не оцениваются всесторонне
Способность конкретизировать
всестороннее оценивание знаний ученика при помощи аргументов, повышения
мотивации ученика при помощи оценивания
Выставление конкретной оценки при
помощи оценивания знаний ученика, различных аргументов, дальнейшего повышения
мотивации для роста знаний и получения хороших оценок
Одностороннее оценивание знаний
учеников,
не фокусируется на всестороннем
оценивании и анализе
Отсутствие систематичности в анализе
и оценивании знаний учеников. Отсутствие внимания и реализация стимулирования
посредством оценивания, повышения внутренней мотивации.
Способность изучать причины
недостатков учеников в обучении
Определение причин недостатков
учеников в обучении, интерпретация путем исследовательского метода, создание
благоприятных условий для эффективного влияния и развития учениа
Отсутствие точности в определении
дефектов в знаниях ученика, поверхностное отношение и недостаточное принятие
корректирующих мер
Отсутствие мер по выявлению и
устранению пробелов в знаниях ученика

Нет комментариев. Ваш будет первым!