ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (БИС)

Тип статьи:
Авторская

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ «БИОИНФОРМАТИКА И
СИНЕРГЕТИКА» (БИС)
По мнению автора, президента ОФ « Качество и образования» Ф.Я. Вассермана, технология БИС предлагает
решение существующего противоречия между
необходимостью целенаправленного управления качеством обучения в
общеобразовательной школе и недостаточной разработанностью теоретических основ
и технологии управления качеством обучения в общеобразовательной школе.
Основным вкладом технологии .
«БиС» в развитие образования Казахстана
является разработка объективных критериев показателей и параметров качества
обучения, а также создания эффективных
педагогических условий для формирования операциональной системой управления
качеством обучения с учетом основных закономерностей теории самоорганизации.
База исследования: кафедра инноватики Южно-Казахстанского института
не прерывного обучения преподавателей, лаборатория измерения качества обучения
института среднего и профессионального образования КАО им. И. Алтынсарина, Фонд
образования Нурсултана Назарбаева, средняя школа №54 Сайрамского района ЮКО, частная школа
«Престиж» г. Темиртау Карагандинской области.
Апробация и внедрение результатов исследования
осуществлялось с 2002 года более чем в 80 школах РК, в основном в ЮКО.
Технология представлялась на 4 научно-практических конференциях.
По наблюдениям автора В условиях социально- экономических изменений,
происходящих в нашей стране, резко проявилось противоречие между требованиями к
разносторонне развитой личности и сложившейся единообразной системой обучения и
воспитания. Анализ опыта работы школ и
педагогической литературы показал, что в
образовании сформировался определенный опыт управления обучением, который по различным причинам не привел к
получению требуемых результатов качества обучения.
В свете современных рыночных отношений потребитель выдвигает условия качества как одно из
приоритетных свойств. Однако ясной
картины, каким качеством должен обладать выпускник школы или института, нет.
Образование на сегодня, пожалуй
единственная сфера, где нет согласия между потребителем (общество) и
производителем ( система образования). Чего же хочет от нас потребитель? Почему и чем ему не нравится наш сегодняшний выпускник? Что такое
качество в понимании современного
человека как потребителя благ
цивилизации?
Для решения этого вопроса необходимо
понять, что есть «качество» в мировом
понимании.
Современное определение понятия « качества» на основании международного
стандарта ISO 9000:
2000 формируется как « совокупность
характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые
потребности».
Автор технологии
«Биоинформатика и синергетика»
Вассерман ФЯ разработал целостную систему управления общеобразовательной школой, в основе которой
уникальная система измерителей качества. По мнению автора, управляется все, что
измеряется, в том числе и в образовании.
Качество в
образовании предполагает достижение учащимися определенных требований в
обучении, развитии и воспитании. Эти требования более четко обозначены в
обучении в виде ЗУНов по ГОСО, а вот воспитание или развитие не имеет четко
определенных критериев показателей в
традиционном образовании.
Технология Вассермана предлагает систему,
в которую входят не только измерители обучения, воспитания и развития, но и
методы и средства, при помощи которых достигается, самое главное- качество
обучения, воспитания и развития.
Первым
аспектом, рассматриваемым автором, является вопрос « Что и как измеряется?»
На данный момент в состав традиционной оценки входят 3 показателя: ОБУЧЕНИЕ,
РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ. Соотношение этих
показателей является произвольным и у
каждого преподавателя субъективным, в связи с чем трудно определить истинное
качество обучение. Более того, произвольное оценивание качества обучения
направлено на достижение педагогического
эффекта в обучении направленного на
мотивацию учащихся и управление процессом
обучения одновременно. Таким
образом преподаватель производит
оценивание, сообразуясь с логикой управления учебным процессом, но не с
целью отражения истинного качества полученных знаний, умений и навыков. В связи
с этим очевиден управленческий и мотивационный аспект в учебном процессе, тогда
как управление качеством обучения направлено на выполнение его требований.
Поскольку в оценку входит три показателя ( обучение,
воспитание и развитие) следовательно, качество обучения определяется на треть.
В связи с этим существует общее заблуждение, что традиционная оценка может быть
единым определителем качества.
Ученый – практик Вассерман ФЯ в результате проведенных исследовании, а
также экспериментально – практической работы установил нормативный показатель
качества обучения- не ниже 63 %.
Такого же нормативного
показателя ( т.е. 63,% ) необходимо добиться и в воспитании и в развитии.
Ученый считает, что процедура измерения
должна быть гибким средством управления, диагностики и контроля, а также процессным регулятором уровней дифференциации
и отвечать следующим требованиям:
·
учитывать тот факт, что каждый отдельный
ученический коллектив обладает индивидуальной суммой возможностей учебной
подготовленности учащихся. В связи с этим, процедура измерения должна
синхронизировать процесс дифференциации усвоения знаний с индивидуальными
возможностями учащихся;
·
учитывать то, что каждый ученический коллектив
имеет свою индивидуальную биоинформационную (способность мышления обрабатывать
информацию) особенность скорости и качества выполнения задания;
·
реагировать на достижения ученическим
коллективом требуемых результатов по итогам работы лучших учащихся, в связи с
тем, то это исключает получение
распространенных в образовании среднего и слабого результатов, что само по себе
снижает уровень качества обучения.
Разработка и применении этих трех
концептуальных критериев лежат в основе технологии «БиС»
Не будем приводить здесь сложные технические
положения предлагаемых автором измерителей, скажем лишь, что процедура
измерения должна быть гибким средством управления, диагностики и контроля, а
также процессным регулятором уровней
дифференциации и отвечать следующим требованиям:
·
учитывать тот факт, что каждый отдельный
ученический коллектив обладает индивидуальной суммой возможностей учебной
подготовленности учащихся. В связи с этим, процедура измерения должна
синхронизировать процесс дифференциации усвоения знаний с индивидуальными
возможностями учащихся;
·
учитывать то, что каждый ученический коллектив
имеет свою индивидуальную биоинформационную (способность мышления обрабатывать
информацию) особенность скорости и качества выполнения задания;
·
реагировать на достижения ученическим
коллективом требуемых результатов по итогам работы лучших учащихся, в связи с
тем, то это исключает получение
распространенных в образовании среднего и слабого результатов, что само по себе
снижает уровень качества обучения.
Разработка и применении этих трех
концептуальных критериев лежат в основе технологии «БиС».
Механизм
измерения, контроля и дифференциации содержания по уровню усвоения учащимися
учебного материала состоит из трех
единиц измерения НПС.ППС, ВПС:
НПС- нижний порог
сложности. Соответствует уровню
актуального развития ребенка ( по Выгодскому). Предполагает подачу
минимального количества единиц УЭ в
зависимости от синергетических измерителей обратной связи указанных
ниже;
ППС- промежуточный
порог сложности. Предполагает удвоение предыдущих единиц УЭ на промежуточную
величину;
ВПС- верхний порог
сложности. Соответствуют уровню ближайшего
развития учащихся ( по Выготскому).
Соответствует в два раза большей
сложности содержания единиц Учебных
элементов (УЭ)в учебном материале относительно ППС и в три раза большему уровню
единиц УЭ по сравнению с НПС.
В основу механизма
измерения, контроля, и дифференциации по
уровню содержания учебного материала
заложена оперативная и практическая применимость для преподавателей –
практиков, а также соответствие следующим требованиям обработки информации в
учебном процессе:
·
количество учебной информации в знаках должно
быть определяемо в единицах Учебных
элементов:
·
количество операций, входящих в учебную
деятельность, должно определяться в Учебных элементах;
·
количество понятий, законов, формул и правил,
несущих в себе учебную информацию,
должно определяться в единицах Учебных элементов.
Учебные элементы (УЭ)
представляют собой информационные единицы конкретного предмета, составляющие
количественные данные пригодные измерению. УЭ заложены в шкалу возрастания;
·
минимальные единицы (цифры, числа, буквы, слова,
словосочетания);
·
максимальные единицы ( числовые выражения, предложения, формулы,
правила, понятия и законы)
Вассерман предлагает формулу расчета сложности содержания
обучения предметов ЕМЦ и гуманитарных
предметов.
Второй аспект
оценки качества в традиционной схеме по
среднему ученику Методы определения,
усвоения учебного задания
В нашем образовании
качество обучения определяется по
среднему ученику. Например. Окончание выполнения задания учитель определяет в
среднем по большинству учащихся, закончивших задание. В этом случае страдают
лучшие ученики, т.к.задания усредняются в расчете на весь класс. В результате
наблюдения многочисленных экспериментов
автор пришел к мнению, что
управление качеством обучения
необходимо регулировать по лучшим ученикам. Так появился норматив 5+30
То есть, экспериментальным путем была исследована и
установлена следующая процедура определения нормативного времени, отвечающая
вышеуказанным требованиям:
·
нормативное количество лучших учащихся 5 человек, окончание работы
которых является условием завершения
выполнения учебного задания всем классом;
·
нормативное время окончание работы всего класса
после завершения выполнения учебного
задания пятью лучшими учащимися определено в количестве 30 секунд
Конечный результат
обучения определяется по формуле
ЗУН по ГОСО =
ВПС 63%+ ( 5+30)
Где: ВПС – верхний уровень сложности дифференциации учебного
материала
63% — количеством учащихся освоивших ВПС;
(5+30)- время
окончания работы всего класса.
Данные критерии являются
базовыми в системе операционной стандартизации в связи с чем разработан подход к реализации Обобщенного
способа учеб деятельности (ОСУД) в учебном процессе. В основе данного
подхода лежит создание стандартов как структуры ОСУД, таки процедуры их
реализации в следующем порядке
1. Процессный
отбор предусматривает выделение определенных направлений учебной деятельности,
имеющих типовые операционные признаки в границах общих учебных тем, для
последующего обобщения. Пример: арифметические действия ( сложение, вычитание,
умножение, деление), изучение состава слова, состава предложения составление и
решение уравнений и тд.
2. Способ учебной
деятельности (как обобщенная часть типового процесса) -отображает сумму
методов, приемов, операций и действий, направленных на реализацию конкретного
операционного перехода от знаний к умениям и навыкам. Например, вычитание или
разбор слова.
3. Приемы,
учебной деятельности — по Вассерману есть основной признак «продукта» обучения,
передаваемого преподавателем при взаимодействии субъектов обучения. Из всего
многообразия приемов учебной деятельности, из различных методик преподавания
нами вьделен и стандартизирован в рамках стратегии управления качеством
обучения единый прием для всех ОСУД, направленный на развитие ориентировочной
деятельности учащихся в процессе усвоения ЗУН, посредством организации
пооперационного контроля. Данный подход, по мнению П.Я.Гальпер
Н.Ф.Талызиной, И.И.Ильясова, Т.В.Габай и др., является принципиально
необходимым ввиду того, что в его основе заложен принцип технологизации
обучения, направленный на достижение осознанности усвоения и деятельности
учащихся, являющийся в свою очередь, важнейшим показателем высокого качества
обучения.
4. Операции
учебной деятельности — выделены Вассерманом в нормативные схемы алгоритмов
последовательных операций и являются эталонами выполнения ОСУД а также
средством контроля и управления качеством обучения.
Действия как материализованный
результат реализации способов, приемов операций ОСУД — отражают
материализованные достижения учащихся и пригодны для стандартизации,
нормирования, а также шкалирования с последующим измерением.
Такая структура построения ОСУД
позволяет вырабатывать осознанность учащихся как умение отдавать отчет в
причинах, мотивах и средствах своей ориентировочной деятельности, что, в свою очередь,
активизирует развитие памяти, внимания, воображения и мышления, позволяющих
достичь требуемого качества усвоения ЗУН.
В качестве
примера можно привести разработку банка данных, калиброванных ОСУД по решению
уравнений. Данная работа была практически проведена и апробирована в четвертом
классе частной школы Престиж (г Темирта в 2006 2007 учебном году) Процедура
плановой работы по составлению ОСУЦ в решении уравнений осуществлялась на
основании стандарта вышеуказанных требований и представляет собой следующие
результаты:
1. Процессный отбор –
решение большего объема уравнений
различной сложности.
2. Способ решения-
определение действий,
распределение их порядка, упрощение выражений, распознание неизвестного
компонента, выбор и определение слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого, проверка с подстановкой.
Научные наблюдения и выводы обозначили следующее: после
того, как 63% учащихся в процессе обучения покажут требуемый уровень усвоения ЗУН, дальнейшее дальнейшие измерения прекращаются, так как
нормативное ( научно- обоснованное)
качество изучения учебного материала на момент изучения достигнуто.
Конечный результат определяется по формуле: ЗУНпо ГОСО ---ВПС 63%+ (5+30)
Третий аспект. Технология развития мышления и интереса к
образовательному процессу.
Управление качеством по ОСУД
включает в себя технологическую структуру и механизм взаимодействия организационной и операционной
стандартизации.
Применение ОСУД ( обобщенного способа учебной
деятельности) наиболее эффективно в
тесной взаимосвязи с Ведущей учебной
деятельностью (ВУД).
В технологии СиН разработаны стандарты
ВЕДУЩЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (ВУД), который упрощенно
может быть сформирован
в эмпирический перечень способов
и операций ВЕДУЩЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Данный модуль входит в в базовую структуру организационной
стандартизации и состоит из следующих
составляющих:
скорость
мышления;
объем
памяти;
логическое
мышление;
критическое
мышление;
творческое
мышление;
синтез;
скорость
письма и объем словарного запаса ( общий, тематический и специальный)
Эти составляющие и лежат
в процессе развития мышления, что
является одним из главных направлений технологии СИН.
К данным свойствам ведущей
деятельности разработаны требования, которые легли в основу процедуры развития операционных
свойств памяти
·
развитие скорости мышления и памяти должно
производиться в устной форме;
·
развитие
словарного запаса должно
производиться в письменной форме;
·
количественные
показатели должны выражаться в
числах;
·
процедура развития видов мышления должна
сочетать в себе и свойства измерителя;
·
время выполнения заданий должно быть в пределах
пяти минут ( с учетом экономии учебного
времени) обладать высокой развивающей эффективностью;
·
процедуры и мероприятия по развитию ВУД должны включать в себя факторы
динамичного усложнения заданий до нормативного уровня;
·
задания не должны создавать дополнительную
нагрузку на учащихся.
Практика включения в ВУД упражнений на развитие скорости
и объема памяти показала значительное снижение времени обработки учебной
информации на уроке, а также
эффект стабилизации
качества обучения за счет
значительной экономии времени и ресурсов учащихся.
Четвертый аспект разработки организационной
стандартизации ВЕДУЩЕЙ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — Следующим этапом разработки организационной стандартизации ведущей учебной деятельности
является создание условий по развитию
словарного запаса учащихся включающих такие критерии как:
·
скорость письма;
·
качество письменной речи
·
объем словарного запаса, состоящий из трех
показателей.
— общий словарный запас
(далее ОСЗ), включающий в себя написание за определенное время
нормативного количества слов на родном
языке;
— тематический словарный
запас (далее ТС3), включающий в себя написание за определенное время нормативного количества предметных
терминов понятий и
правил по изучаемой
на момент измерения теме;
— специальный словарный запас (далее ССЗ), включающий в себя
написание за определенное время, нормативного количества общего
количества усвоенных на момент измерения терминов, понятий и правил,
относящихся к отдельному предмету.
Процедура проведения развивающих мероприятий по развитию словарного запаса
включает в себя следующие параметры –
нормативы
время
выполнения задания по развитию словарного запаса-5 минут
содержание
заданий по развитию словарного запаса должно соответствовать программному материалу по каждому предмету отдельно;
максимальное
количество по написанию отдельным учащимся требуемого количества слов
должно соответствовать специально разработанному нормативу с учетом возрастных особенностей учащихся ( таб. 8 столбцы 1,2)
Таким образом, разработанная структура
организованной стандартизации ВУД на основании механизмов памяти позволяет
создать условия для развития и освоения операций мыслительной
деятельности.
Маршрут технологических
процессов
Пятый аспект
технологии СИН – МАРШРУТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Разминочные упражнения
применяются для перевода мышления ребенка с кодировки информации предыдущего
предмета на информацию текущего предмета. Например, дети пришли с урока истории на урок математики. В этом случае
смена лингвистического кода на математический может потребовать до 20
минут. Специальная разминка позволит
сократить время до 5 минут. Таким образом, функциональная задача разминки-
информационное перекодирование и настройка на требуемую задачу.
Скоростная разминка несет в себе не только функцию
кодирования, но и является системообразующим фактором, позволяет достичь в
учебном процессе требуемых скоростей обработки информации. За счет экономии сил
ребенка возможно раскрытие способностей учащихся и углубление образовательного
процесса.
Для реализации данного направления разрабатываются тренажеры.
Основополагающее
внимание уделяется психологическим разминкам
Шестой аспект. ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование в СИН состоит из шагов – распределения ЗУНов во
времени. На данном этапе работает
профессиональный уровень учителя, так как его главная задача – умение определить какие ЗУНы
содержатся в данной теме, умение
планировать освоение каждого компонента ЗУН на каждом уроке.
На основании приведенных
данных результаты оптимизации
учебного планирования очевидны, это:
·
снижение
до оптимального минимума информационной
части передачи знаний, без потери
качества усвоения;
·
увеличение временного ресурса на практическое
усвоение умений и навыков, до требуемого уровня
·
рациональное использование учебного времени
·
высвобождение
ресурсов учебного времени за счет опережающего усвоения ЗУН в
рамках отдельных учебных тем, что создает возможность углубленного усвоения
предметных знаний.
Главная идея структуры технологического процесса – ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
КАРТИРОВАНИЯ .
Автор утверждает, что
качество обучения в школе не может быть выше 30%. Разработан метод определения качества по коэффициенту
1:30:1:1 ( 1 преподаватель -30 учеников- 1 класс-1 урок).
Расчет производится от возможного количества оценок,
которые могут получить
Одним из основных
условий технологии БИС —
участие на уроке всех учеников ,
при этом требуется введение в урок технологических карт- специальных средств управления учебным процессом.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
обеспечивает взаимосвязь между
целями управления и способами и средствами их достижения.
Таблица № 3
Перечень факторов, влияющих на выбор метода обучения по В.С. Кукишину

Фактор
Коэффициент влияния фактора
1
Цель обучения. Уровень обучения, который необходимо
достигнуть
0,90
2
Уровень мотивации обучения
0,86
3
Реализация принципов закономерности обучения
0,84
4
Объем требований и содержания, которые необходимо
реализовать
0,80
5
Дозировка и сложность учебного материала
0,78
6
Уровень подготовленности учащегося
0,65
7
Активность,
интерес учащихся
0,65
8
Возраст, работоспособность учащихся
0,62
9
Сформированность
учебных навыков. Учебная тренированность и выносливость
0,60
10
Время обучения
0,55
11
Материально- технические, организационные условия
обучения
0,50
Анализ данной таблицы показал,
что указанные факторы лежат в основе оптимального выбора соответствующего
метода обучения. По мнению В.С.Кукушина
автора данной таблицы- подбирая
оптимальное соотношение из множества существующих методов обучения к множеству условий, в
которых они могут применяться, необходимо опираться на теоретико-множественный
подход. Вместе с тем, автор предупреждает,
в реальном
процессе всегда действуют
непрогнозируемые случайности. Кроме того, по мнению Вассермана — автора
технологии « БиС» факторы эффективности, отраженные в таблице 3, по мере
уменьшения своего коэффициента указывают
на степень нарастания количества непредвиденных причин и
случайностей являющихся объективными
причинами снижения качества обучения, т.е.
на преподавателя возлагается обязанность удачного выбора оптимальной
методики безо всяких гарантий на успешный результат. Технологические карты позволяют проводить любой урок с
высоким качеством и с с минимальным временем
подготовки к уроку. В качестве инструктивного материала предложены план-
схема урока для подготовки
преподавателей к работе с технологическими карта м разбиты юта три уровня:
— начальный «Классик»
позволит преподавателю освоить азы картирования
— средний уровень «Мастер» -
позволит закрепить и уверенно применять
картирование на уроках
— третий уровень «Профи» даст возможность получения высокого
качества работы на каждом уроке.
Выбор карты определяется
как уровнем класса так и профессиональным уровнем учителя Техническая
карта градируется индексами.
Например,
Т1 – точные науки 1
уровень сложности.
Г1- гуманитарные 2 уровень сложности и т.д.
Каждый тип учебного занятия имеет свою логику.
Вводное
учебное занятие: мотивация – образное представление об изучаемой теме- осмысление практической и
социальной значимости- рефлексия
1 тип
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового
материала имеет следующую логику: мотивация- актуализация субъектного опыта
учащихся- организация восприятия- организация осмысления- рефлексия. Первичная
проверка понимания- организация первичного закрепления – анализ –рефлексия.
2 тип
Учебное занятии по закреплению знаний и способов
деятельности: мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий-
конструирование образца применения знаний
в стандартной и измененной ситуациях- самостоятельное применение знаний-
контроль и самоконтроль – коррекция- рефлексия.
3 тип
Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов
деятельности: мотивация- актуализация комплекса знаний и способов
деятельности- самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях-
самоконтроль и контроль – коррекция –
рефлексия
4 тип
Учебное занятие по
обобщению и систематизации знаний
и способов деятельности:
Мотивация-
анализ содержания учебного материала- выделение главного в учебном материале-
обобщение и систематизация- установление
внутрипредметных и межпредметных связей- рефлексия
5 тип
Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний и
способов деятельности: -мотивация-
самостоятельное выполнение- самоконтроль – контроль – анализ – оценка-
коррекция- рефлексия
Представление
логики различных типов учебных занятий позволяет утверждать то, что все другие
формы: организации обучения, такие как лекция, семинар, консультация, зачет и
т.п. а также так называемые
нетрадиционные формы проведения ( путешествие, концерт, литературная гостиная и
др.) могут быть отнесены к тому или иному типу учебного занятия в зависимости
от их образовательных целей. Поэтому, указывая тип учебного занятия, следует
определить и форму его проведения.
Классификация
форм организации образовательного процесса- также необходимый материал
позволяющий обогащать технологический процесс многообразием педагогических
типов урока.
Графа- другие формы организации образовательного процесса-
позволит нам органично вводить в технологический процесс творческие уроки. Это
особенно необходимо в тех темах, которые не требуют углубленного внимания.
Развития специализированных ЗУН и имеют ограниченное количество времени на свое
изучение.
Предметные цели
Тип учебного заведения
Другие формы организации образовательного процесса
Актуализировать
личностный смысл учащихся к изучению новой темы. Обеспечить создание у
школьников образа изучения новой темы
«О» ТИП
«Вводные занятия»
«Урок открытых мыслей». «Урок- эврика», «Урок размышление»
Организовать деятельность учащихся по восприятию,
осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности
1 ТИП
( изучение и первичное закрепление новых знаний и способов
деятельности)
Лекция, семинар, экскурсия, конференция. «Эврика»,
лабораторно- практическая работа, дидактическая сказка и др.
Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности
учащихся
2 ТИП
( закрепление знаний и способов деятельности )
Семинар.консультация, конференция, лабораторно-
практическая работа, «Путешествие»
Создать содержательные и организационные условия для
самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов
деятельности
3 ТИП
(комплексное применение знаний и способов деятельности)
Семинар, практикум, «Урок творчества», Литературная
гостиная «Что? Где? Когда», «Путешествие», дидактическая сказка,
«Урок-концерт» и др.
Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и
способов деятельности.
4 ТИП
(Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
учащихся).
Лекция, семинар, «Урок открытых мыслей», экскурсия и др.
Обеспечить проверку и оценку знаний и способов
деятельности учащихся
5 ТИП
(проверка и оценка знаний и способов деятельности
учащихся)
Контрольная работа, зачет, экзамен, «Урок-турнир»,
«Урок-конкурс», «Урок-КВН», Аукцион знаний, «Общественный смотр знаний» и др.
Организовать деятельность учащихся по коррекции своих
знаний и способов деятельности.
6 ТИП
(коррекция знаний и способов деятельности)
Перечень и назначение технологических карт технологии «БиС»
1. Карта
разминок- предназначена для настройки учащихся на определенную задачу.
Применяется, как правило, в начале урока, возможно включение карты в любой
части урока по стратегии преподавателя.
2. Триада
«АЛГОРИТМ» — предназначена для передачи знаниевого компонента.
3. «БИОИНТЕРНЕТ»-
строго следует за картой «АЛГОРИТМ», предназначена для отборки знаний и умений
в речевом закреплении.
4. «ТРЕНАЖЕР»
— строго следует за картой «БИОИНТЕРНЕТ», предназначена для обработки ЗУН,
завершает тему.
5. «ЛОГИКА»
— применяется для отработки логического (индукция и дедукция) и творческого
мышления. Карта работает при условии отработки ЗУН и речевого навыка. По данной
карте возможна подготовка высокого уровня сложности.
6. «ЛИДЕР»
— применяется для усвоения объёмного материала в интегрированном обучении.
7. «УСТНЫЙ
УРОК-1-2-3» и «УНИВЕРСАЛЬНАЯ КАРТА» — предназначены для обработки учебного
материала в области гуманитарных наук. Заложен принцип развития всех видов
мышления по данной технологии.
8. «СРВ»
— карта высокого уровня сложности, является показателем результата развития
ребенка в учебном процессе. Применяется как циклический сумматор определенного
временного периода в отдельном предмете.
Технологические карты
Введение: знание
Закрепление: понимание
применение
анализ
синтез
обобщение
Ознакомление
1
Алгоритм
+1г, т,2г, т,3г, т
2
Биоинтернет
+
3
Тренажер
+
4
Лидер
+
5
Логика
+
+
6
СРВ
+
+
+
+
7
Устный урок-2
+1г
+
+
+
+
8
Устный урок-1
9
Устный урок-3
10
ИСН
11
Универсальная карта.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ (на текущий учебный год.) :
1 Анализ УМ базы, кадрового потенциала и других возможностей
школы.
2.Осмысление технологии, изучение теоретических основ.
3.Презентацию педколлективу.
4. Организация творческой группы. Освоение технологии.
5. Выбор классов.
Апробирование элементов.
ТРУДНОСТИ (на первом этапе):
1 Финансовые возможности ( Нужен руководитель- технолог,
техническое обеспечение. )
2. Мотивирование педагогов.
3. Необходимый
высокий уровень развития исследовательских и прогностических компетенций
учителя в обеспечении качества разработки технологических карт.

Нет комментариев. Ваш будет первым!